Повесть братьев Стругацких «Гадкие лебеди» отягощена трудной литературной судьбой. Дважды она издавалась в журнальном варианте под иными названиями («Время дождя», «Прекрасный утенок»), вошла в роман «Хромая судьба», переписывалась в киносценарий, затем была воплощена в фильме. И это, наверное, неслучайно, потому что с этим произведением прошла литературная юность Стругацких, наступила пора полноценной творческой зрелости, сопряжённой с крушением многих надежд и борьбой с тревожными сомнениями. Это период однозначного и чёткого осознания того, что «Главное – на Земле». А главное на Земле – это дети.
И вот именно дети стали главным действующим лицом повести «Гадкие лебеди», ибо дети наделены священным правом говорить правду и поступать в соответствии со своим мыслями. И в повести «Гадкие лебеди» с детьми происходит страшное: инстинктивный родительский авторитет в их глазах – фикция. Они больше не считают маму и папу самыми красивыми, сильными, справедливыми, а, напротив, ошеломлены их ничтожеством. Обывательщина, конформизм, низменные инстинкты, возведённые в ранг «культурных потребностей», да и вообще, культ потребительства, отвергнуты детьми. А вместе с псевдоценностями отвергнуто и поколение взрослых, и их убогая мораль, и их бестолковая жизнь. Дети оставляют родителей догнивать и безжалостно покидают этот мир во имя нового мира. Оправдана ли эта жестокость? Адекватна ли такая плата за прогресс? Виноваты ли родители и заслуживают ли они этой кары – потери своих детей?
Еще одна тема повести «Гадкие лебеди» – предназначение и совесть художника перед лицом общества и роль его в обозначенной дилемме между прогрессом и милосердием. Какую позицию занять ему – учителю совести, хирургу человеческих душ? Да и какое право имеет он, писатель, автор, глашатай истинных ценностей, выражать своё мнение, будучи погрязшим в собственных проблемах, пороках и страхах? А какое право творческий человек имеет молчать? И что ему делать, когда сильные мира сего стремятся поставить его на колени? Бороться или забыться? А – ради чего?
Повесть «Гадкие лебеди» ставит перед читателем эти и многие другие, едва ли однозначно разрешимые вопросы. Но, как это и свойственно руке Мастера, перо Стругацких не ранит читателя в лоб и не насилует его необходимостью продираться сквозь заумный текст. Вовсе нет – повесть «Гадкие лебеди» натянутой струной сюжета звенит в каждом слове, жесте, фразе, герои её живые, они здесь, рядом, мы говорим с ними сами, мы, читатели и слушатели, до потери контроля над реальностью захвачены словом Стругацких.
Повесть «Гадкие лебеди» невозможно закрыть на середине. И – невозможно ограничиться её единственным прочтением. Её, как лекарство для свежести разума, чистоты совести и ясности зрения надо принимать регулярно, где-то по разу каждые пять лет. Чтобы знать, ради чего жить самому. И во имя чего воспитывать своих детей.
Слушая эту аудиокнигу, каждому предстоит погрузиться в атмосферу дождя и тумана, обволакивающую вопросами и тревогами, но завлекающую и не отпускающую до последней секунды.
Игорь Якушко
Слов нет! Очень и очень!!!
Почему-то вспомнился рассказ Севера Гансовского "День гнева"...
Смотреть онлайн
ДЕНЬ ГНЕВА